Главные тренды в татуировках: комментируют известные мастера
Помню, как в свои 13 лет я познакомился с девочкой, у которой была тату. Я выпытал у нее адрес и телефон мастера и через год сделал свою первую татуировку — маленького дракона. В то время предлагали не так много вариантов. Эскизов как жанра просто не существовало — был лишь каталог из пяти картинок. Впоследствии я эту тату перекрыл.
Свою первую тату-работу я сделал в конце 2009 года, клиентом стал один мой хороший друг. В то время я жил в районе, где половина уже успел отсидеть, когда как другая только собиралась, так что мне было на ком хорошенько потренироваться. Достаточно быстро научился делать простые работы: надписи, иероглифы, но мне все это надоело довольно скоро. Я наигрался в «кольщика». Затем увидел то ли в журнале, то ли в Интернете крутые и действительно серьезные тату. Я не мог поверить, что все это возможно сделать татуировочной машинкой — для меня пределом ее возможностей были надписи и всякие узоры. Поэтому я заново купил оборудование и начал учиться уже сложным вещам.
Мода в тату-индустрии, как и везде, очень циклична и часто повторяется. Все, что было популярно пять лет назад, возвращается и становится вновь востребованным сейчас.
Еще одна особенность индустрии — мастера-трендмейкеры, которых становится все больше. Клиенты, другие мастера и студии видят, что предлагают эти трендсеттеры, и пытаются или повторить их работы, или сделать что-то в подобной стилистике.
Сейчас нет одного определенного четкого тренда, так как существует большой разброс по студиям, стилям, ценникам, мастерам. Доходит до того, что клиенты выбирают студию по тому, насколько близко она находится к метро. Наша студия 13 by Black Star объединяет все стили. Лично я работаю только в реализме и предпочитаю бить по своим эскизам. Аня, моя коллега, занимается графикой, а Степа — скульптурой.
Сейчас уже нет запретов или ограничений, что набивать плохо, а что — хорошо. Но да, буквально пять-семь лет назад, когда люди увидели, что есть серьезные направления в тату, художественно и технически сложные работы, тогда стало не очень модно набивать надписи или незамысловатые узоры. Мало кто из мастеров брался за работу подобного уровня, так как считалось странным, если ты делаешь надписи или иероглифы. Сейчас все перемешалось. Я же с годами пришел к тому, что стиль или направление сами по себе не важны — это ведь выбор самого человека. Главное, чтобы татуировка была круто набита и подходила клиенту, смотрелась органично именно на его теле.
На западе тату-студии и тату-шопы — серьезный бизнес. В России пока такого нет. Здесь только начинается массовое окультуривание, мы уже накопили определенный опыт и теперь пытаемся с ним работать. К сожалению, нам тяжело бороться за представление стилей, направлений, так как у русских людей особый менталитет. В головах большинства еще сильны стереотипы о наколках из тюрем и лагерей. И еще лет пять нам понадобится для того, чтобы повысить как уровень мастеров, так и уровень студий. Если говорить об авторских работах, то для многих стран наши татуировщики являются примером, несмотря на то что тату у них появилось гораздо раньше, чем у нас.
Первой татуировкой на моем теле стала подвязка с бантиком на ноге. А бить тату другим я начала совершенно случайно, шесть лет назад, с подачи одногруппника, который хотел заняться этим делом и даже купил оборудование, но у него так и ничего не получилось. Я решила попробовать, когда он предложил, и как-то так все закрутилось, что я стала работать тату-мастером. Вообще, я себя воспринимаю как художника, потому что для каждого клиента рисую индивидуальные эскизы, и для меня они как картины. Мне безумно приятно, что люди доверяют мне свои тела, приходят ко мне на сеансы и потом носят мои работы на протяжении всей жизни.
Сейчас трудно выделить один тренд и сказать, чего клиенты хотят больше всего. К примеру, четыре года назад мне часто заказывали домашних питомцев и девушек в неотрадиционном стиле с красивыми локонами и украшениями. Теперь чаще делаю лотосы, мехенди и стилизованных львов. Из стилей в основном предпочитают реализм и графику. У меня женственные работы, поэтому больше клиенток-девушек, но и мужчины ко мне ходят. Бью много надписей. Они одинаково нравятся представителям обоих полов.
Раньше девушки часто делали себе трайблы (геометрические узоры в кельтском стиле) где-нибудь на пояснице, сейчас такого больше нет. К счастью, они поняли, что на себе можно изобразить много всего красивого, и ограничиваться одним примитивным узором не следует. Давно не набивала, кстати, ящериц, бабочек и иероглифы. Как-то они вышли из тренда и встречаются редко.
Художественные татуировки — это не то же самое, что бьют себе на теле, к примеру, уголовники, которые закладывают в рисунок определенный негативный смысл. Цветы, например розы, у девушек в большинстве случаев ничего не обозначают — их делают для эстетики. И к нам в салон люди приходят именно за этим. Для меня в татуировке важны ее красота и качество.
Как бы банально это ни звучало, вдохновение я черпаю в Instagram. Cмотрю работы разных мастеров, и во мне просыпается желание сделать что-то свое.
Мастер, который делал мне татуировки, как-то раз выставил на продажу свои тату-машинки. Я же с детства рисовал, увлекался этой темой, и тогда у меня была та сумма, которую он за оборудование запрашивал. Я подумал, что это судьба, и купил у него все разом. Так начал делать татуировки друзьям и себе. Сначала нравился стиль old school, затем античность, скульптура.
Сейчас у меня свой круг клиентов, с которыми работаю постоянно. Делаю тату в виде скульптур. Итальянская классика, Ренессанс — все это я переношу на кожу, и в основном ко мне приходят именно за этим. Иногда заходят люди с улицы, просят надписи на запястье, сердечки на пальце, но им я отказываю.
В наше время в тренде все. И все некрасивое тоже. Мастера сами задают моду, так же как и известные личности. Допустим, набьет себе Канье Уэст какую-нибудь скульптуру, и это станет трендом. Люди захотят сделать тату, как у этого рэпера. Популярно действительно все: и old school, и черно-белые тату.
Некоторые бьют себе матерные слова или всякую чушь, но, на мой взгляд, это уже сомнительно. Видел парня в метро, у которого на лбу было написано: «Эго-маньяк». У другого — «Не ври мне». Вообще, это считается плохим тоном. Для меня в татуировке важны детали, компоновка, соблюдение всех композиционных моментов.
США — родина татуировок, оттуда все пошло, и они точно на шаг впереди России. Естественно, мы мониторим американских мастеров, смотрим, что они делают, пытаемся повторить и придумать что-то свое. При этом у нас также есть ребята, у которых есть чему поучиться. Я бы хотел поработать в Америке, один из вдохновителей уже ждет меня там, и, возможно, через год я уеду.
Фото: пресс-служба, Instagram, VK.com